Главная » 2011»Май»17 » Представительство сторон в исполнительном производстве
21:27
Представительство сторон в исполнительном производстве
Представительство сторон в исполнительном производстве Конституцией Украины не только определен широкий круг прав граждан, но и установлены действенные гарантии их реализации. Одной из таких гарантий есть право на защиту субъективных прав и охраняемых законом интересов. Наиболее полному осуществлению права личности на судебную защиту в значительной мере способствует юридическая помощь, в том числе и в форме представительства. Представительство возможно по любому делу и на всех стадиях развития гражданского процесса, начиная с возбуждения дела и завершая выполнением судебного решения. Условия и порядок выполнения решений судов и других органов (должностных лиц) что в соответствии с законом подлежат принудительному выполнению в случае невыполнения их в добровольном порядке, определяет Закону Украины «Про исполнительное производство» от 21.04.1999 (дальше – Закон). В соответствии с требованиями статьи 11 указанного Закона, сторонами в исполнительном производстве является взыскатель и должник. В исполнительном производстве могут принимать участие несколько взыскателей или должников. Каждый из них относительно другой стороны имеет право принимать участие в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из участников. Представительство — это правоотношение в котором одна сторона (представитель) обязана или имеет право совершать сделки от имени второй стороны, которую она представляет. Потребность в представительстве возникает тогда, когда лицо, которого представляют в силу закона (например, из-за отсутствия дееспособности) или конкретных жизненных обстоятельств (через болезнь, командировки, занятость) не может лично осуществлять свои права и обязанности, но часто к услугам представителей обращаются ради того, чтобы воспользоваться специальными знаниями и опытом представителя, сэкономить время и средства и тому подобное. С помощью представительства могут осуществляться не только имущественные, но и некоторые личные неимущественные права, однако не допускается совершение через представителей соглашений, что за своим характером могут быть сделаны только лично, а также других соглашений в случаях, предусмотренных законом (например только лично можно составить завещание, заключить договор пожизненного содержания но др.). Также Законом Украины «Про исполнительное производства» определенно условия выполнения решений, за которыми должник обязан лично совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. В учебном пособии «Исполнительное производство в Украине» автор Щербак с.В. выделяет законное и договорное представительство. Законным является представительство интересов несовершеннолетних лиц и лиц, признанных судорог, нетрудоспособными и безвестно отсутствующими а основаниями для допуска законных представителей соответственно будут: свидетельство о рождении ребенка или решении суда, акт о назначении опекуном или попечителем, а также опекуном имущества. Характерными признаками законного представительства, во-первых, является то что представитель и его полномочия устанавливаются нормативными актами (гражданскими, хозяйственными, семейными). Например, родители, опекуны, выступают представителями нетрудоспособных лиц, малолетних до 14 лет в связи с прямым указанием закона. Во-вторых, лицо, которого представляют, не берет участия в назначении представителя и не может лично упразднить или изменить полномочия представителя, поскольку эти полномочия определены законом. Договорным является представительство, что осуществляется в исполнительном производстве на основании договора поручения (адвокат, взыскатель, любой гражданин) или трудового договора (юрисконсульт). Полномочия этих представителей подтверждаются поручением, которое оформляется в соответствии с требованиями закона. Представительство сторон в исполнительном производстве определенно статьей 12 вышеуказанного закона, согласно какой стороны могут реализовывать свои права и обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его право иметь представителя, за исключением случая, когда должник обязан согласно решению совершить определенные действия лично. Несовершеннолетние и лица, признанные судом нетрудоспособными осуществляют свои права и выполняют обязанности в исполнительном производстве в соответствии с требованиями закона. Если стороной исполнительного производства является лицо, признанное судом безвестно отсутствующей, государственный исполнитель своим постановлением вовлекает в участие в исполнительном производстве лицо, которое является опекуном ее имущества. Участие юридических лиц в исполнительном производстве осуществляется их руководителями или органами, должностными лицами, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законом, или через представителей юридического лица. В данном случае регламентируется не просто представительство юридического лица, а ее участие в исполнительном производстве как стороны, потому отмеченное положение нуждается в более четкой регламентации. Представительство интересов юридического лица является составной частью ее дееспособности. Да юридическое лицо приобретает гражданские права и берет на себя обязанности с помощью своих органов, которые для этого наделяются правами законом и уставом (положением). Порядок назначения или избрания руководящих органов юридического лица определяется их уставом (положением). Общим является правило о том, что представителем предприятия является его руководитель (директор), который нанимается или назначается владельцем или уполномоченным им органом и с которым заключается контракт. Уставом или положением (а также контрактом) определяются пределы полномочий какие руководителю делегируются для производство коммерческой или другой деятельности. Но статус руководителя должен приходиться также назначениям на должность (приказ), избранием коллегиального органа (выписка из решения собраний) или контрактом. Поэтому перед государственным исполнителем всегда появляется вопрос о допущении и объеме полномочий представителя юридического лица. Особенно этот вопрос является актуальным, когда от волеизъявления представителя будет зависеть последовательность или содержание процессуальных действий государственного исполнителя.
Поскольку уставом или положением право руководителя предприятия может ограничиваться относительно совершения отдельных видов соглашений или размера такого соглашения (денежным или искусственным эквивалентом), необходимо убедиться не только в наличии документа, который удостоверяет служебное положение руководителя (приказу о назначении) но и в наличии полномочий у представителя на совершение само этого соглашения. Для этого государственный исполнитель может вытребовать соответствующие выдержки из уставов или положений. Современная юридическая практика предусматривает возможность директора и других руководителей действовать на основании контракта и тому подобное. Поэтому государственный исполнитель имеет разъяснить руководителю, который действует от имени юридического лица, противоправность деятельности, которая выходит за пределы его полномочий но недопустимость деятельности в период отпуска или освобождения, поскольку это будет определять личную ответственность гражданина как физического лица. Другим случаем является предоставление поручения руководителю или другому работнику предприятия, учреждения, организации уполномоченным органом юридического лица каким ему устанавливаются четкие полномочия на заключение соглашения от имени этого юридического лица . Отдельно стоит остановиться на оформлении доверенности на представительство стороны исполнительного производства. Да, частью пятой статьи 12 вышеупомянутого Закона предусмотрено, что полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с требованиями закона. В соответствии со статьей 244 Гражданского кодекса Украины (дальше – Кодекс) доверенностью является письменный документ что кажется одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Согласно статьи 245 Кодекса, форма доверенности должна отвечать форме, в которой в соответствии с законом должен совершаться сделки. Доверенность, которая выдается в порядке перепоручения, подлежит нотариальному удостоверению кроме случаев, установленных частью четвертой этой статьи (часть вторая статье 245 Кодекса). Согласно части первой статьи 219 Кодекса в случае несоблюдения требования закона о нотариальном удостоверении односторонней сделки такая сделка является ничтожной. Таким образом, можно сделать вывод, что в случае выдачи лицу доверенности, которая не отвечает форме, в которой должен совершаться отмеченная сделка права на представительство стороны исполнительного производства такое лицо не имеет. Основания для прекращения представительства за доверенностью определенно статьей 248 Кодекса. С прекращением представительства за доверенностью теряет действие перепоручения. В случае прекращения представительства за доверенностью представитель обязан немедленно повернуть доверенность.