Как ни крути, а главная преграда на пути к лучшей жизни – это
негативная установка и пораженческие настроения. Я сам был удивлен, как много
людей среди моих знакомых считают, что «от ЖЭКа все равно ничего не добьешься».
Более того, судя по обсуждениям на интернет-форумах, такая позиция является
чуть ли не преобладающей. В итоге, люди либо сдаются после первого-второго
безуспешного обращения в ЖЭК (или, например, к «тепловикам» или любую другую
коммунальную службу), либо вообще не делают даже таких попыток. А пытаться
надо.
Во-первых,
потому что не все ЖЭКи так плохи, как их общая репутация. И среди руководителей
жилищных контор встречаются товарищи, добросовестно относящиеся к своим
обязанностям и оперативно реагирующие на жалобы жильцов. И если устранить ту
или иную проблему в силах такого руководителя, он это сделает оперативно. Более
того, есть и примеры ЖЭКов, которые вообще работают «на опережение»: сами
изыскивают проблемы и устраняют их даже до того, как жильцы успевают
«раскачаться» на писание жалоб.
Во-вторых, даже если
с добровольной реакцией ЖЭКа не сложилось, есть проверенные практикой пути,
которые, во многих случаях позволяют добиться положительного результата: либо
решения проблемы, либо материальной компенсации, например, в виде снижения
платежей за плохо предоставляемые услуги.
Первый путь – это систематическое заваливание жалобами или требованиями
перерасчета тарифов как самих коммунальщиков, так и их руководящих инстанций.
Как это делается, видно из примера «Вода камень точит». Если же коммунальщики
упорствуют в своих заблуждениях, можно обратиться в комитет по защите прав
потребителей. Ему как раз недавно расширили полномочия, и он имеет сегодня
реальные рычаги воздействия на предприятия, отказывающиеся выполнять свои
обязательства перед потребителями.
Второй путь –
устранить дефект или сделать ремонт самостоятельно, после чего через суд
заставить ЖЭК возместить свои затраты. Как это можно сделать, видно из примера
«Суд да дело». Жэки, как правило, находятся в состоянии хронического
безденежья, поэтому возмещение, скорее всего, будет сделано за счет
соответствующего снижения квартплаты.
Конечно, все это
может потребовать некоторого времени и усилий. Хотя по законодательству дела по
защите прав потребителей обязаны рассматриваться как можно быстрее, на это часто
не обращают внимания, и процесс затягивается.
По какому бы из этих путей вы не пошли, успех дела зависит от четкого
соблюдения некоторых формальностей, о которых мы дальше и поговорим подробнее.
ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОГОВОР
Многие владельцы
квартир до сих пор не имеют договора с ЖЭКом о предоставлении
жилищно-коммунальных услуг. А ведь это именно тот документ, на основании
которого вы и имеете формальный повод предъявлять претензии за не
предоставленные или некачественно предоставленные услуги. Потому что именно им
определены услуги, которые ЖЭК обязуется предоставлять и за которые берет с вас
квартплату, а также ответственность ЖЭКа в случае невыполнения своих
обязательств, порядок действий при спорных ситуациях и т.д.
Если у вас такого договора нет, вам нужно его заключить. Для этого вы
подаете заявление на имя начальника ЖЭКа. В нем вы просите подготовить и
заключить с вами договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг на основе
типового договора, а также предоставить информацию о перечне услуг, их стоимости
и потребительских свойствах, режиме их предоставления, структуре цен и тарифов
и т.д.
При этом вы
ссылаетесь на ст.21 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», согласно
которой ЖЭК обязан составить с вами такой договор и предоставить указанную
информацию. И указываете, что в случае отказа ЖЭКа, вы на основании п.6 ст.26
Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», ст.907 Гражданского кодекса
Украины, прекращаете платить за жилищно-коммунальные услуги. Впрочем, у ЖЭКа и
без того нет оснований вам отказывать.
ОФОРМЛЯЙТЕ АКТ-ПРЕТЕНЗИЮ
Если неформальные обращения
в ЖЭК и призывы к совести и состраданию не нашли отклика в сердцах его
руководства, вам придется идти формальным путем. И первым делом необходимо
документально «зафиксировать» тот дефект или проблему, которые не дают вам
спокойно жить. Для этого вы подаете заявление на имя начальника ЖЭКа о вызове
его представителя для составления акта-претензии. В заявлении указываете, что
согласно такого-то пункта вашего с ЖЭКом договора, он обязался предоставить вам
такие-то услуги, которые были предоставлены с нарушениями или вообще не были
предоставлены. Например, в такой-то период времени отсутствовала горячая вода
или тепло. Или дом не был подготовлен к зиме, отчего в подъезде теперь холодно.
Или не был проведен текущий ремонт крыши, отчего она теперь течет. И так далее.
Вы же свои обязательства
по договору выполняли в полном объеме, то есть платили квартплату без
задолженностей. И в соответствии со ст.18 Закона Украины «О жилищно-коммунальных
услугах», в случае нарушения исполнителем условий договора, потребитель имеет
право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии, а
представитель исполнителя обязан явиться не позднее срока, указанного в
договоре. И указываете, где и в течение какого срока (как правило, двух дней),
должен появиться представитель ЖЭКа. Заявление должно быть зарегистрировано, у
вас должно остаться доказательство вашего обращения.
Если ЖЭК своих
представителей не присылает, акт можно составить и без них, для этого
достаточно подписей трех жильцов. В этом акте должно быть указано, что в
соответствии с договором ЖЭК обязался предоставить такие-то услуги, которые
предоставлены не были. О чем было направлено заявление на имя начальника ЖЭКа с
требованием в 2-х дневный срок прислать по такому-то адресу для составления
акта. Но это требование было проигнорировано, представитель не явился. В связи
с этим тремя указанными потребителями услуг ЖЭКа был составлен следующий
акт-претензия о том, что такая-то услуга действительно не была оказана.
Если в дальнейшем
предполагается все-таки обращение в суд, рекомендуется, где это возможно,
привлекать для экспертизы лицензированных экспертов-оценщиков, которые могли бы
дать независимое официальное заключение о наличии дефекта и стоимости его
устранения (например, ремонта). Затраты на привлечение таких специалистов потом
будут включены в сумму возмещения, которые вы потребуете от ЖЭКа через суд.
ТРЕБУЙТЕ ГРАМОТНО
После оформления
акта-претензии, вы можете подать в ЖЭК заявление о нарушении условий договора.
Где указываете, что между вами и ЖЭКом был заключен договор от такого-то числа,
согласно которому ЖЭК обязался предоставлять такие-то услуги. Но их не предоставил,
о чем имеется акт от такого-то числа.
В связи с чем на
основании изложенного и руководствуясь статьями 18, 20,21 Закона Украины «О
жилищно-коммунальных услугах», статьями 526,610, 611 Гражданского кодекса
Украины, статьями 15, 19, 20 Закона Украины «Об обращениях граждан», Законом
Украины «О защите прав потребителей», Указом от 17.05.2005 г. № 76 «Об
утверждении правил содержания жилых домов и придомовых территорий», Указом от
10.08.2004 г №150 «Об утверждении Примерного перечня услуг по содержанию домов
и сооружений та придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов,
сооружений», вы просите следующее. Во-первых, устранить то-то и то-то
(отремонтировать лифт, крышу, подъезд). Во-вторых, сообщить вам письменно о
результате рассмотрения вашего заявления.
Как вариант вы можете подать
заявление о перерасчете размера коммунальных платежей – такой же структуры.
Если и это ваше заявление будет проигнорировано или на него дана
отписка, вы теперь можете обращаться в комитет по защите прав потребителей.
Либо, если проблему можно устранить самостоятельно, сделать это, обратившись
потом в суд с претензией к ЖЭКу о возмещении ваших затрат.
ЧТО ДОЛЖЕН ЖЭК
Официально перечень услуг,
которые ЖЭК обязан предоставить жильцам, утвержден постановлением Кабинета
Министров от 12 июля 2005 года. В этот список, за выполнение которого и берется
квартплата, входят:
1. Уборка лестничных клеток.
2. Уборка придомовой территории.
3. Вывоз и утилизация твердых бытовых и негабаритных отходов.
4. Уборка подвалов, технических этажей и крыш.
5. Техническое обслуживание лифтов.
6. Обслуживание диспетчерских систем.
7.Обслуживание систем тепло- и водоснабжения, систем водоотвода и
канализации в доме.
8. Обслуживание вентиляционных шахт в доме.
9. Обслуживание систем противопожарной сигнализации и дымоотвода.
10. Текущий ремонт инженерных систем здания и «элементов внешнего
благоустройства» - заборы, лавочки и т.п.
11. Ремонт детских площадок.
12. Подготовка домов к осенне-зимнему периоду.
13. Энергообеспечение лифтов.
14. Обслуживание и ремонт квартирных счетчиков воды и тепла.
|