Среда, 15.05.2024, 03:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Юридическая фирма " НИКА "

Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

начни свое дело в Украине

НАЧНИ СВОЕ ДЕЛО

    Начни свое дело в Украине     

Если вы решили начать собственное дело и испытать себя в предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, то вам, безусловно, необходимо очень хорошо ориентироваться в законодательном пространстве Украины по вопросам налогообложения, организации деятельности частных предпринимателей, работы с персоналом и т.п. Именно поэтому сегодня мы поговорим о том, что же такое частное предпринимательство, какие существуют ограничения для ведения предпринимательской деятельности, что необходимо и что важно для того, чтобы стать частным предпринимателем.

  И так, согласно ст. 42 Хозяйственного кодекса Украины: предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая, осуществляемая субъектами хозяйствования -предпринимателями на свой собственный риск хозяйственная деятельность с целью достижения экономических, социальных результатов и получения прибыли. 

    Субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане Украины, других государств, не ограниченные законодательством в правоспособности и дееспособности за исключением:

- военнослужащих;

- должностных лиц органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного арбитража, государственного нотариата;

- должностных лиц органов государственной власти и управления, которые призваны осуществлять контроль за деятельностью предприятий;

- лиц, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью (не могут быть зарегистрированы как граждане - предприниматели с правом осуществления определенного вида деятельности до окончания срока, установленного приговором суда);

- лиц, у которых есть непогашенная судимость за кражи, взяточничество и другие корыстные преступления.

    Таким образом, если Вы не относитесь к вышеперечисленным гражданам, то имеете право зарегистрироваться частным предпринимателем.

    Тем гражданам, которые решили начать предпринимательскую деятельность  для получения статуса физического лица- предпринимателя без создания юридического лица, необходимо:

1.  Получить карточку физического лица - плательщика налогов (идентификационный номер).

2. Зарегистрироваться в органах государственной регистрации.

3.  Стать на учет в налоговой инспекции.

        Как получить карточку физического лица - плательщика налогов

Для получения карточки физического лица - плательщика налогов необходимо обратиться в государственную налоговую инспекцию по месту жительства и заполнить анкету (форму 1-ДР), после этого в двухнедельный срок гражданину бесплатно выдается карточка физического лица-плательщика налогов.

 Эта карточка необходима при получении им доходов, с которых удерживают налоги, составлении гражданско-правовых договоров, открытии счетов в учреждениях банков, получении пенсии через учреждения банков.

 При регистрации в Государственном реестре в учетную карточку физического лица-плательщика налогов и других обязательных платежей вносятся такие данные:

- фамилия, имя, отчество;

- дата рождения;

- место рождения (страна, область, район, населенный пункт); - место жительства;

- место основной работы.

  Государственная регистрация физического лица-предпринимателя

Для проведения государственной регистрации гражданин, который намерен стать предпринимателем (далее заявитель), должен подать лично или направить государственному регистратору по месту своего проживания заказным письмом с описью вложенного такие документы:

- заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации физического лица-предпринимателя;

- копию карточки физического лица-плательщика налогов (идентификационный номер);

- документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации физического лица- предпринимателя.

    Срок государственной регистрации физического лица-предпринимателя не может превышать двух рабочих дней с даты поступления документов.

     Свидетельство о государственной регистрации физического лица-предпринимателя оформляется государственным регистратором и выдается (отправляется заказным письмом) заявителю не позднее следующего рабочего дня с даты государственной регистрации физического лица-предпринимателя.

   Процедура регистрации в органе государственной регистрации по месту жительства будет служить основанием для постановки предпринимателя на налоговый учет.

   Срок и порядок постановки физических лиц-предпринимателей на учет в органах государственной налоговой службы определен Порядком учета плательщиков налогов и сборов утвержденным приказом  ГНА Украины от 22.12.10 № 979.

    После постановки плательщика налогов на учет органы государственной налоговой  службы       выдают   ему     соответствующую   справку  по  форме № 4-ОПП.

 

Выбор метода налогообложения

После постановки на учет в органе государственной налоговой службы физическое лицо - субъект хозяйствования имеет право избрать общую или упрощенную систему налогообложения. На сегодняшний день существует две системы и три метода налогообложения частных предпринимателей:

-         упрощенная система налогообложения с уплатой единого налога;

-         упрощенная система налогообложения уплатой фиксированного налога;

- общая система налогообложения.

Упрощенная система налогообложения, которая применяется для физических лиц - субъектов хозяйствования, имеет существенные преимущества, а именно:

- уплачивается фиксированная сумма единого налога, которая зависит от вида деятельности (от 20 грн. до 200 грн. в месяц);

- ведется упрощенный учет доходов;

- подаются лишь три формы отчетности - отчет субъекта малого предпринимательства - физического лица - плательщика единого налога, налоговый расчет сумм дохода, начисленного в пользу плательщика налога, и сумм удержанного с них налога (ф. №1ДФ) и декларация по налогу на добавленную стоимость (если он является плательщиком налога на добавленную стоимость).

Физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности имеет право самостоятельно выбрать упрощенный метод налогообложения доходов с уплатой фиксированного налога путем приобретения патента.

       Размеры фиксированного налога устанавливаются соответствующим местным советом в зависимости от территориального расположения места торговли и не могут быть менее 20 гривен и более 100 гривен в расчете за календарный месяц.

         Общая система налогообложения предусматривает уплату налогов и сборов (обязательных платежей) согласно Налоговому кодексу Украины от  02.12.10 № 2755 (далее - НКУ). Субъекты предпринимательской деятельности, которые не избрали или не подпадают под действие упрощенного порядка налогообложения, должны уплачивать налоги и сборы в соответствии с указанным выше законом на общих основаниях.

     Что необходимо знать частному предпринимателю при оформлении трудовых отношений

     В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в декабре 1999 года в Кодекс Законов о труде Украины (статьи 24, 24-1 и 48), вступившими в силу с 13.01.2000г., трудовые отношения между работодателем - физическим лицом (включая субъекта предпринимательской деятельности) и наемным работником оформляются письменным трудовым договором (в 3-х экземплярах).

        В недельный срок с момента фактического допуска работника к работе работодатель обязан зарегистрировать заключенный в письменной форме трудовой договор в государственной службе занятости по месту своего жительства, установленном Министерством труда и социальной политики Украины.

        При регистрации трудового договора в службе занятости (Центре занятости) должны присутствовать обе стороны - и частный предприниматель, и наемный работник. На подаваемых к регистрации 3-х экземплярах договора работник Центра занятости ставит отметку о регистрации (после регистрации договора в специальной книге регистрации трудовых договоров), заверяет ее печатью и своей подписью.

        После этого один экземпляр договора остается в Центре занятости, другой - передается работнику.        А третий - остается у работодателя - предпринимателя.

При этом на всех работников, которые работают на предприятии, в учреждении, организации либо у физического лица более пяти дней, ведутся трудовые книжки, хранящиеся непосредственно у работников.

       Работодатели - физические лица производят записи в трудовых книжках работников о приеме на работу и увольнении с работы в соответствии с заключенными с работниками письменными трудовыми договорами, зарегистрированными в государственной службе занятости.

       Внесенные в трудовые книжки записи подтверждаются подписью должностного лица органа государственной службы занятости, который зарегистрировал трудовой договор, и удостоверил его печатью.

Налог с доходов у частных предпринимателей и другие платежи

При применении общей системы налогообложения     сумма налоговых обязательств находится в прямой зависимости от суммы полученного предпринимателем дохода, который налогооблагается по ставкам 15%, 17%  согласно раздела ІV НКУ.

         Частный предприниматель - плательщик единого налога не является плательщиком таких налогов и сборов:

- налога на доходы физических лиц (для физических лиц-предпринимателей)

- НДС;

 - платы (налога) за землю;

- сбора за специальное использование природных ресурсов;

- сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности».

Частный предприниматель плательщик фиксированного налога освобождается от:

 - уплаты начислений на фонд оплаты труда;

- отчислений и сборов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины, установленных в соответствии с Законом Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины»;

- налога промысел;

- сбора в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;

- сбора на обязательное социальное страхование;

- сбора в Фонд Украины социальной защиты инвалидов;

- приобретения торгового патента согласно Закону Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности».

При упрощенной системе налогообложения сумма единого или фиксированного налога определяется в фиксированной сумме и потому не зависит от величины полученного предпринимателем дохода, но находится в прямой зависимости от количества наемных работников, за каждого из которых производится доплата в размере 50% ставки единого или фиксированного налога.

     Кроме того, все предприниматели, как уплачивающие единый или фиксированный налог, так и находящиеся на общей системе налогообложения, при использовании труда наемных работников обязаны начислять и удерживать налог с доходов физических лиц с выплачиваемых им доходов в общеустановленном порядке.

      Плательщикам единого налога

      Основными документами, регулирующими порядок работы по упрощенной системе налогообложения, являются Указ Президента Украины от 03.07.98 №727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (Далее - Указ) и «Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога», утвержденный приказом ГНА Украины от 29.10.99 №599 (далее - Порядок).

         Прежде, чем рассматривать условия и особенности перехода частных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения, определим круг лиц, которые не могут перейти на эту систему. Итак, не имеют права перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности физические лица-предприниматели, которые:

- осуществляют торговлю ликероводочными, табачными изделиями и горюче-смазочными материалами;

- осуществляют деятельность в сфере игорного бизнеса, обмена иностранной валюты;

- осуществляют производство подакцизных товаров, а также экспорт, импорт или их оптовую продажу;

- занимаются добычей и производством драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, оптовой, розничной торговлей промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащих лицензированию;

- занимаются деятельностью по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельностью по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата.

         Для того же, чтобы частному предпринимателю стать единщиком, необходимо выполнение двух условий:

первое - число наемных работников, находящихся в трудовых отношениях с частным предпринимателем, включая членов его семьи, не должно превышать 10 человек;

второе - выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за календарный год не должна превышать 500 тыс. грн.

Рассмотрим подробнее каждое из этих условий.

Определяем численность наемных работников.

       В соответствии со ст. 1 Указа, упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится для физических лиц-субъектов малого предпринимательства, которые осуществляют предпринимательскую  деятельность без создания юридического лица при условии, что на протяжении календарного года в трудовых отношениях с ними, включая членов их семей, находится не более 10 человек.

     Пунктом 5 Порядка № 599 определено: если плательщики единого налога осуществляют предпринимательскую деятельность с использованием наемного труда, то на каждое лицо, включая членов его семьи, которое находится с ним в трудовых отношения, выдается Справка о трудовых отношения с плательщиком единого налога (приложение 2 Порядка). Справка должна находится на рабочем месте указанных лиц и предъявляться работникам контролирующих органов, имеющих соответствующие функциональные полномочия для осуществления проверки.

       Если на день составления заявления упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности физических лица-субъекта предпринимательской деятельности число наемных работников, включая членов его семьи, уже составляет 10 человек, то открытие дополнительных рабочих мест не разрешается (при условии, что не была уменьшена численность на протяжении действия Свидетельства (квартала).

       Если в заявлении указано менее 10 наемных работников, включая членов семьи предпринимателя, то в случае увеличения численности работников (открытие дополнительных рабочих мест) на протяжении срока действия полученного Свидетельства плательщик единого налога должен осуществить доплату за каждого дополнительно нанятого работника из расчета не менее, чем за полный месяц с начала деятельности таких работников исходя из того, чтобы общая численность не превышала 10 человек.

      В этом же случае, если численность работников уменьшается на протяжении срока действия полученного свидетельства, плательщик единого налога должен возвратить справки на уволенных работников. Но уплаченная сумма единого налога в виде ставки единого налога на 50%  за уволенного работника не подлежит возврату и не уплачивается до конца того периода, за который осуществлена уплата за уволенного работника, при условии, что плательщик единого налога вместо уволенных работников принимает других в том же периоде. В этом случае на каждого нового работника выдается Справка, поскольку справки, как и Свидетельство, выданное плательщику единого налога. Не могут быть переданы другим лицам, кроме указанных в них.

      Таким образом, при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства физические лица- плательщики единого налога, начиная с момента применения упрощенной системы налогообложения и до конца календарного года, в любой момент осуществления предпринимательской  деятельности с участием наемных работников должны иметь не более 10 человек, несмотря на то, какие изменения (увеличение, уменьшение) в численности наемных работников произошли на протяжении календарного года.
  

Определяем выручку от реализации.

Согласно ст.1 Указа, выручкой от реализации  продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже реализации  продукции (товаров, работ, услуг).

Таким образом, во - первых выручкой частный предприниматель - плательщики единого налога определяет по кассовому методу, то есть учитывает только поступления на расчетный счет или средства, полученные наличными.

       Во - вторых частные предприниматели, избравшие с начала года общую систему налогообложения, а в последствии - упрощенную, не могут правильно определить выручку от реализации продукции. Давайте разберемся, как в таком случае следует ее определять, чтобы остаться «единщиком» в следующем году.

       Согласно ст.1 Указа № 727/98, упрощенная система налогообложения введена для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без создания юридического лица, и объем выручки который от реализации  продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500тыс.грн.

      Кабинет министров Украины постановлением от 16.03.2000г. №507 «О разъяснении Указа Президента Украины от 03 июля 1998 г. №727» разъяснил, что в статье 1 Указа под словом «год» понимается календарный год (с 1 января по 31 декабря).

       В  случае несоблюдения требований ст. 1 Указа, в частности, объема выручки от реализации за календарный год в сумме более 500 тыс. грн. плательщики единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности, начиная со следующего отчетного периода (квартала, года). При этом уплата налога, ведение учета и предоставление отчетности будут осуществляться в соответствии с требованиями ст. 177, Раздела IV НКУ.

       Таким образом, для того чтобы частному предпринимателю остаться «единщиком» в следующем году, общая сумма выручки от осуществления предпринимательской  деятельности за текущий год (совокупно, как за период работы на общей системе налогообложения, так и за период работы по упрощенной системе налогообложения) не должна превышать 500тыс.грн. Если же у физического лица-субъекта предпринимательской деятельности за текущий год сумма выручки превысила 500-тысячный предел, то такое лицо не может перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на протяжении всего следующего календарного года. 

        Вторая проблема, с которой сталкиваются частные предприниматели при определении объема выручки от реализации,- определение предельного объема выручки для вновь зарегистрированных частных предпринимателей. Некоторые субъекты предпринимательской деятельности считают, что если они зарегистрировались «единщиками», например, с начала 2 квартала, то предельный объем выручки у них должен быть пропорционален отработанному времени. Это не так, поскольку действующим законодательством не предусмотрено уменьшение предельного годового объема выручки в зависимости от отработанного периода. Следовательно, для таких предпринимателей выручка от реализации не должна превысить 500 тыс. грн. за календарный год, несмотря на то, что они зарегистрированы и начали осуществлять свою деятельность со 2 квартала. 

 ( см. продолжение)

Категория: Мои статьи | Добавил: админ (15.08.2011)
Просмотров: 1423 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск